понедельник, 3 марта 2025 г.

Андрей Козырев. Тема любви в творчестве Олега Чертова. Статья


 ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА ЧЕРТОВА

Статья


Со времён позднего Средневековья и Возрождения одной из ключевых тем европейской поэзии была любовь как всеобъемлющее мистическое чувство. Написав «Новую Жизнь» и «Божественную комедию», Данте Алигьери открыл новую эпоху в литературе – центр тяжести мира перемещался в человеческое сердце, и именно любовь становилась основной движущей силой и в мироздании, и в поэзии. В России периоды поэтического расцвета также всегда начинались с культа идеальной любви, достаточно вспомнить «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блока, открывшие ХХ век в русской поэзии.

Любовь у ведущих поэтов христианского мира неизменно была чувством духовным, любовь к женщине перерастала в любовь к Родине, к человечеству, к Богу. В стихах Олега Чертова, наследующих традициям европейской и русской религиозной поэзии (Данте, Джону Донну, В.С.Соловьеву), тема любви также занимает ключевое место, и это не только любовь к спутнице жизни поэта, Татьяне Венцель-Чертовой, но и любовь к Богу, реализуемая в жертвенном служении людям.

Красной нитью через все творчество Олега Чертова проходит идея высокого долга, который в своей земной жизни отдает поэт, предписанной ему жертвы, которую он приносит. Даже когда любовь не называется в стихах прямо, она неизменно в них присутствует, потому что именно ради любви лирический герой исполняет свой долг, совершает свое служение:

Тот день отдаленный, как будто сегодня,

Запомнился мне наизусть,

Когда изволеньем своим и Господним

Я на плечи принял свой груз.

Сперва, с непривычки, бывало не сладко,

Но долг свой исполню сполна.

И стала от груза уверенней хватка,

И стала прямее спина.

Когда ж устаю я и хочется плакать,

И сил уже нет для борьбы,

Тогда, ободряя, хватают за локоть

Упругие пальцы Судьбы.

Груз, принятый поэтом на плечи, – это высокое бремя любви и сострадания, тяжесть, поднимающая к небу. Самая большая любовь, о которой писал Олег Чертов, – это любовь к Богу, Перводвигателю мира, всеобщему источнику света и добра, и любовь к людям – это в первую очередь их поддержка на пути восхождения к этому первоначалу. К своей жене поэт обращается в первую очередь как к сподвижнице, делящей с ним тяготы пути к высокой цели:

…Я сам отравлен вавилонским бредом,

Но ты, душа, лети за теми следом,

Кому был этот душный плен неведом,

А я вздохну поглубже и затем,

С улыбкой, оглядевшись для начала,

Отбросив все, что дух отягощало,

Навстречу той, что без меня скучала,

Отправлюсь по дороге в Вифлеем!

Любовь к женщине для Олега Чертова – это сподвижничество и совместное движение в Вифлеем, к духовному свету, к общему спасению. Это любовь двоих, озарённая и скреплённая высокой целью – соединением в вечности. Общее стремление ввысь, на небо, отражено во многих стихах Олега, в частности, в стихотворении «Любимой жене»:

Лунным мальчиком по городу пройду,

Заплету по переулку санный след.

Заскрипят полозья саночек о снег –

В лад моих неторопливых лунных дум.

Слишком часто в прежней жизни был я слеп.

Лунным мальчиком пройду среди людей,

Не задену никого и не толкну,

Никого не соблазню, не обману.

В кулаке моём верёвка от саней,

Я за ними забирался на Луну!

Избавлением от тягот и забот –

От земного, от чужого отучу,

Переделаю тебя, как захочу,

Потому, что я вернулся за тобой –

В лунных саночках тебя я прокачу.

Любовь – это не только совместное совершение жизненного пути, но и диалог, собеседование о важнейших вопросах бытия. В программном стихотворении «В день рождения» поэт предостерегает супругу от соблазнов, которые могут обрушиться на неё в миру после его предстоящей и предчувствуемой жертвенной гибели, в первую очередь – от соблазна мести:

Как скрипит перед бурей этот ивовый лес!

Как горит бытия недоеденный хлеб!

Я глаза свои выглядел, будто ослеп,

Но ни краски кругом – только пепел и тлен.

Всласть напейся хоть раз, всё равно ведь конец,

Хоть воды нет живой – много мёртвой воды.

А безглазых существ на манок-бубенец

Прямо к яме скликают слепые вожди.

Будут ночи длинны, будут дни коротки.

Ивам сбрасывать листья, под ветром дрожать.

И от мёртвой воды потемнеют зрачки,

Просветлеет душа, станет легче дышать.

Но в лесу, где бродил неулыбчивый князь,

Коль почувствуешь жажду – не кликай беды:

Из копытного следа не пей, наклонясь,

Подсолённой отчаяньем горе-воды.

Поэт понимает, что он и его жена, по Библии, суть плоть едина, что его будущая жертва станет также и тяжким бременем для оставшейся на Земле спутницы, и настраивает её на высокий лад, чтобы она достойно вынесла всё предписанное высшим промыслом для их будущей встречи в Вечности.

Любовь к ребёнку – к дочери Анне – тоже рассматривается поэтом sub specie aeternitatis. Рождение наследницы воспринимается как прикосновение высшей силы, приравнивается к явлению ангела:

Я услышал тихий шелест мягких крыл,

Я почувствовал – установилась связь.

Ты спросила: «Это ангел приходил?»

Я ответил: «Это дочка родилась».

……………………………………………………………….

В дом наш светлый ангел тихий залетел,

По глазам и сердцу мягко провело,

Осеняя присно избранных детей,

Светлое, жемчужное чело.

Рождение ребёнка – это великое событие, воплощение Духа в тёмном мире, обыкновенное чудо, показывающее, что люди ещё не утратили благосклонности небес:

Хоть мир подвержен времени и мукам,

Благословенно воплощенье Духа.

Смотри, жемчужный голубь в этот миг

В наш Вечный Дом сквозь твердь небес проник.

В одном из зимних стихотворений Олега Чертова присутствие рядом дочери спасает героя от появляющегося из сумрака зловещего чёрного великана, мечтающего овладеть планетой:

Вечереет. Под инеем ель белоброва.

Дочка в санках бормочет во сне.

И почудилось мне: кто-то встал из сугроба,

Опираясь руками о снег.

Закрывая полнеба, от востока до юга,

Распахнул два огромных крыла,

И от вздоха его закружилася вьюга,

Заклубилась беззвёздная мгла.

Ускоряясь над полем, зависая над бором,

Затирая пометки следов,

Накрывает злорадно растерянный город

Пеленою великих снегов.

А потом, запорошенный искристой пылью,

Он устало садится на снег

И мечтает о дне, когда чёрные крылья

Овладеют планетой навек.

Под проснувшейся дочкой заёрзали сани.

Обернувшись на скрип снеговой,

Он ожёг мне лицо ледяными глазами

И зарылся в сугроб с головой.

Младенец – это чистый, беспримесный свет, явленный в этот мир, и рядом с ним демонические силы не имеют власти над человеческой душой и жизнью. Эта концепция в полной мере соответствует и христианскому учению, почитающему детство, и русской литературной и этической традиции, ярко выраженной у любимого Олегом Чертовым Ф.М.Достоевского.

Важной ступенью развития духовной любви в поэзии Чертова является любовь к земной Родине. В последние годы жизни поэт написал много стихов о кризисе, который переживает родная страна, произнёс много горьких слов, показывающих, что его любовь к России была горькой, не находящей в современном состоянии своей страны утраченных черт народа-богоносца.

У героя стихов Олега Чертова две Родины, два дома – небесный и земной, и земной дом очевидно неблагополучен, разворован, разрушен, предан поруганию. Но именно здесь Бог дал герою родиться, и здесь должен пройти его жизненный путь, здесь ему суждено мыслить, говорить к людям, пытаться отрезвить их от губительных страстей и встретить кончину. Любовь к земному дому для Чертова – это жертвенная любовь, любовь- ответственность. Поэт чувствует себя зрячим среди слепых, видит степень их омрачённости и нечестия и приносит за них покаяние. Об этом сказано во многих стихах:

Смурная страна: лихолетье – застой – лихолетье…

Протянешь ли губку с водой в иссушенные губы?

Все те же у вас причиндалы – лишь петли да плети,

Все те же у вас вожаки – упыри да инкубы.

Какая рука меня в черные списки включила?

Какой дирижер меня вывел из спетого хора?

Прощай! Надоело писать мне под скрежет точила,

Под виселиц скрип, да под явственный окрик затвора.

* * *

Бреду по полю мёртвого жнивья,

где «зёрна от плевел». Темно и жутко.

Непостижим для моего рассудка,

Ты медлишь там, где не стерпел бы я.

……………………………………………………………

Яви Свой гнев, чтоб начисто стереть

Гоморру и полынью сделай воду,

Покуда мы не обрели свободу,

С которой жить страшней, чем умереть.

* * *

Господь, Господь, мой дольний дом в огне.

Не я ль Тебя молил о том пожаре,

Чтоб кровью захлебнувшейся державе

Не сдохнуть на Иудином ремне?

И вот огонь, которого мы ждали,

Потрескивая, бродит по стране.

При всех испытаниях, посылаемых поэту на Земле, он неизменно помнит, что главный его дом – на небе, и воспоминания о красоте и гармонии, явленных там и утраченных здесь, поддерживают его в переломные минуты:

А здесь я – гость. Я помню тот ковчег,

Где было вдоволь музыки и света,

Где был приятен день и свят ночлег,

Где мне светильником была комета,

И рад был человеку человек…

Но та земля моя – ветхозаветна,

В ней живы Халев и Мельхиседек.

…………………………………………………….

На скудный берег оглянусь с кормы,

Из плена устремясь к последней воле.

Казалось бы, что мне до той юдоли,

Где кровь, и тлен, и стоны среди тьмы?

Ненадолго, как Павел в Путеоле,

Дорогой в Рим, здесь пребывали мы…

Вот мысли, приходящие без боли,

В преддверье Тирании и Зимы.

Воспоминания о вечном Доме – самый светлый мотив поэзии Олега Чертова, потому что только в нём возможна подлинная, всеобъемлющая любовь, вернуться к которой поэт мечтает в течение всего земного пути:

А в прежнем доме свет в окне горит.

Над городом морозными ночами

Восходит Ключник и звенит ключами,

Смеётся и дорожку серебрит.

А там, в конце дорожки, звёздный мальчик,

Наверно, позабытый ангел мой,

Держа в руке пульсирующий мячик,

Другой рукой нетерпеливо машет

И весело кричит: «Иди домой!»

Антиномия земного и вечного Дома позволяет ощутить главную любовь поэта – любовь к Богу, высшей духовной силе, путём испытаний и очистительных жертв ведущей нас к свету. Любовь к небесной Родине проявляется именно в готовности на претерпевание скорбей на земле, земное отечество является необходимой юдолью испытаний, без которых не будет доступна высшая благодать. Смысл земных испытаний, «ложных стремлений» и страстей поэт раскрывает в своих стихотворениях:

Уходит все в голубизну

Земного уголка Вселенной.

Здесь обретает дух нетленный

Вкус, цвет, объем и глубину.

Безумие царит во мне,

Земные, ложные стремленья.

Но в долгожданное мгновенье

Я растворюсь в голубизне.

Как растворялось большинство,

Все племена и все народы,

И эти голубые воды

С улыбкой выпьет Божество.

Так в стихах Олега Чертова выстраивается многоступенчатая лестница любви, лествица духовного восхождения, на которой человек многократно испытывается на чистоту, самопожертвование и верность долгу перед своими любимыми людьми, земной юдолью и Вечным Домом. После совершения своего пути он достигает высоты, при взгляде с которой все перенесённые им испытания оказываются ничтожными, а океан первозданного Света, открывающийся ему, – бесконечным. И именно через жертвенную любовь, хранимую светлыми душами в тёмное время, и происходит претворение земных тягот в дары подлинной внутренней свободы:

В миру мы были и глупы, и слепы.

Как просто было нас ко злу склонить,

Но там, во тьме, стеснительные цепи

Преобразятся в световую нить!


Об авторе: Андрей Козырев – поэт, прозаик, издатель. Родился в Омске. Автор девяти сборников стихов и прозы. Публиковался в журналах «Арион», «Кольцо А», «Плавучий мост», «Новый Гильгамеш», «Журнал Поэтов», «Сибирские огни», «День и Ночь», «Литературный Омск», альманахах «Складчина», «Тарские ворота» и др. Главный редактор литературно-художественного журнала «Менестрель», руководитель онлайн-школы при журнале. Глава оргкомитета Международной литературной премии им. И.Ф.Анненского. Член СП Москвы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Фаина Гримберг. Наш современник Лев Толстой. Интервью-дискуссия

  НАШ СОВРЕМЕННИК ЛЕВ ТОЛСТОЙ  Интервью-дискуссия А.К. В этом  интервью мне хотелось бы не только расспросить Вас о Вашем восприятии творче...