суббота, 16 ноября 2024 г.

Евгений Сулес. Лиловые идеи яростно спят. Рассказ


 

Невеста невежды читала «Веды» на санскрите. Невежда гонял гусей Гусейна. Гусейн по ночам играл на волшебной флейте, отгоняя бессонницу. Бесы залезали в сны к Армену Сергеичу и не только к нему. Армен Сергеич писал об этом песни и пил текилу русской душой. 

Александр Сергеич любил Наталью Николавну, а она, по мнению многих, была сукой. Во всяком случае, на его фоне. А фон у него был красно-фиолетовый, потому что он любил многих женщин и писал гениальную литературу, по верхам которой проскакала на сивом мерине вся русская интеллигенция. А во глубину российских руд проник один лишь Илья Самович и часто думал: как так – вся интеллигенция на сивом мерине по кудряшкам русского африканца, и один я – в самой заднице сердца русской культуры?!

Правда, Илья Ильич тоже думал, что проник в самую суть солнца русской поэзии, которое закатилось. И таких было много.

По московским дворикам бродил розовый скандинавский тролль и, превращаясь в синий троллейбус, проезжал скользкие вылизанные дождем улицы, кружил по ним и закручивался. Это чувствовал Булат, на ходу запрыгивал в него и пел об этом протяжно и вдумчиво.

А Злато молчало и все покупало, и никто не выливал из него золотую пулю, чтобы застрелить всех питерских, казанских, солнцевских, чеченских, берлинских, нью-йоркских, аблибархадарских, всех-всех упырей и вампиров. Тонкие осины в осенних подмосковных лесах клонились под вольным ветром, и никто не точил из них колья. 

Есенин допивал вино в гостинице «Англетер». Черный человек смотрел на него из зеркала, и люди в черном уже поднимались по лестнице.

Желуди и каштаны шептали в осенней листве нежные скабрезности. По аллее мчалась пустая карета и, как черти, закручивала воронкой листву. Маленький Ганс с Таганской залез в табакерку и переспал с чертиком, старым педерастом, развратником и поэтом. 

Воры и петухи неприкасаемые пытались дотянуться до серебряных струн Владимира Семеныча и порвать их в кровь. В.С. отбивался, надрывая горло из всех сухожилий, и готов был на все, лишь бы сохранить хоть одну струну. Но все стрелы Монтесумы были уже сломаны. Оставалась только маленькая лодка, спрятанная в дупле старого дуба, и тихая лесная река, уходящая в устье ангелов. 

Серебряные нити связывали Сати и Севара, и даже злые духи не могли их разорвать, потому что их сплел небесный паук. Князь Серебряный ехал по небу на своем белом коне. Дождь из яблок пролился на землю и стих. Отец Яблок валялся в траве, смотрел на небо и думал о женщинах.

По ночам из дупла старого дуба вылетал черный ворон, кружил над лесом и кричал: Nevermore! Эдгар По плыл на гондоле по реке По, слушал ворона и пел тоненьким голоском старинные средневековые серенады о колодце и маятнике.

Борис Борисыч маялся. Он ходил из Питера в Тибет загадочной горной тропой, сидел в позе лотоса посереди Кремля, пел утробным голосом буддийские мантры и видел сны о чем-то большем. 

Борис Борисыч каялся, сидя в древнерусской тоске, и ждал, когда принесут саке. В саду камней вновь распускались розы, друзья за столом превратились в мумии, перед милым Б.Б. порхали, как мотыльки, гарсоны с разноцветными номерами, а он все ждал. И тогда принесли вино, терпко-сладкое, темное и густое, вино вины многих, вино из снов и одуванчиков, вино с запахом детства, когда снега было много и было чем платить при входе в рай, вино со вкусом спелых больших вишен, из садов дяди Вани Богослова.

А мы с тобою погулять как будто вышли. Идем по раю, птицы поют, соловьи да жаворонки, облачка злаченые и Александр Сергеич на них с петушком курочкой кудахчет. Подходим к терему высокому, туды нет хода никому (знак ихний, значит, висит), внизу крутится-вертится шарик голубой, кто-то кричит-надрывается: остановите землю, я сойду! Где-то в Дублине на могиле Джеймса, как у потока Кедрон, раскричались чайки и разбудили Иосифа, беспокойно спящего в Венеции.

Мы покумекали и полезли, насвистывая полюбившийся мотивчик из раннехристианской литургии, средь вечного райского вечера на терем тот высокий. А тут нам и помогать стали, и оказались мы в том тереме. А там — гарем Великого Пророка Хакима из Мерва, чье лицо никто никогда не видел. Горе местным девкам жить в этом гареме, сущее горе! Их — сто, а Хаким — хоть и пророк — один! Ну, мы чем смогли, помогли, а когда уходить собрались, забрали с собой самую юную и самую красивую из жен Хакимовых, по имени Сати, Саша по-нашему. Это случилось как раз тогда, когда Семеныч набрал для тебя мороженых яблок и бежал по райской тундре, где мчится скорый Караганда-Караганда. Так что Б.Б. был прав — хороший вор даже в раю найдет что украсть.

А Сатья Самуни вышел с утра из своей хижины в северном Тибете и понял, что очутился в аду. Кругом бегали маленькие красные китайцы, как мальчики в глазах старого гея Моисея Абрамовича, с желтыми звездами на лбу и взрывали Храмы Будды Спасителя. Сатья Самуни шел мрачными коридорами среди зловоний и мокрот ада, как польские повстанцы по канализациям Варшавы в фильме Анджея Вайды «Канал», мимо тускло горящих костров, тлеющих глаз, шепотов и криков.

И пришел Сатья Самуни при помощи крылатого Вергилия, все время влево уклоняя ход, в самый центр адова лабиринта, в вечный холод вечных льдов, к самому сатане. Ошуюю сатаны сидел замерзший Искариот, и его губы были сложены, как шнурки, бантиком для вечного поцелуя. Одесную булькала и щетинилась зеленая ядовитая жидкость. 

— Что это такое? — спросил любознательный Сатья Самуни.

— Это то, что сподобился лицезреть провидец Владимир. Зеленая жижа ленинских мозгов.

— Съешь меня! — пробулькала жижа. — И я приму тебя в общество чистых тарелок!

И грустно запела «Дубинушку».

— Сатана Сутанович, — обратился Сатья Самуни к владыке тьмы, — что ж ты такое творишь, мудрый и древний народ красной чумой позаражал, а на святую гору наслал желтую саранчу.

— Эх, Сатья Самуни, — рек сатана, — сам я смертельно устал от этих китайцев. Да и ото всех остальных тоже. Подлецы все и лизоблюды. Раньше с кем работать приходилось! Вот Искариот, например, — сатана, надев очки, достал из-под трона папку с номером 13, полистал и начал читать, — «…сильнейшая любовь к Иисусу, перерастающая на почве повышенной религиозности и самооценки, смоченной, как уксусом, комплексом неполноценности, в сильнейшую ненависть»… Большое мятущееся сердце, — он снял очки и потряс папкой в воздухе, — не вынесло ужасов и несправедливости века сего! Ты думаешь, он Иисуса убить хотел? Нет. Он Бога убивал, мир его убивал, не принимая его, и — себя! Великая трагедия великой личности! Филигранная работа. А сейчас? Эти сраные мао… Неучи и недоноски. Сплошная патология. Жажда власти да крови, и больше ничего. Никаких мучений, никакой философии, никакой эстетики. Банально, пошло и буднично стали грешить. Пороки измельчали, а главное, люди измельчали. Знаешь, что будет, когда зло окончательно примут и перестанут, греша, раскаиваться, когда иссякнут раскольниковы и человека убить станет обыкновеннейшим делом? Тогда злом станет добро, вот и все. И что мне тогда прикажешь делать?.. И вообще я устал и хочу домой. 

Сатана достал из-за трона, увитого черным плющом, псалтирь и, побежав умелыми пальцами по струнам, запел красивым, но постаревшим баритоном:

— Отцы пустынники и жены непорочны…

Сатье Самуни стало жалко сатану.

— Ты правда хочешь на покой? Хочешь вернуться домой?

Сатана Сутанович кивнул, продолжая петь.

— Дух праздности, уныния ни даждь ми…

И тогда Сатья Самуни сказал:

— Сатана Сутанович, тебя не существует. Ни тебя, ни твоего царства. Ты порождение нашего помраченного сознания. Ты есть, пока мы в тебя верим, верим в твою силу и могущество. Но я в тебя не верю. Ни в тебя, ни в смерть, ни в силы и вечность ада, ни в масс-медиа, ни в красных китайцев у подножия Тибета. И Храм Будды Спасителя как стоял, так и продолжает стоять в моем сердце.

Отражение ада всколыхнулось, задрожало всем телом, затрепетало, как сердце, исказилось, как горящая фотография, исчезло, как тяжелый и долгий сон, и опустилось на дно зеркальной глади бескрайних и многих вод, как Град-Китеж.

— Спасибо, — пронесся слабый и далекий голос. 


Об авторе: Евгений Сулес – прозаик, актёр, телеведущий. Публиковался в журналах «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», «Искусство кино» и др. Автор книг «Сто грамм мечты» (2012, лонг-лист премии «Большая книга»), «Мир виски и виски мира» (Эксмо, 2017) и «Письма к Софи Марсо» (2020). В течение десяти лет был автором и ведущим программ из цикла телеканала «Культура» «Шедевры старого кино». Сооснователь клуба ЛЖИ (Любителей Живых Историй).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Николай Архангельский. Я люблю птицу над головой. Интервью

— Николай, вы пришли в поэзию уже в зрелом возрасте. Расскажите, пожалуйста, как это произошло?  — Я выбрал специальность инженера, но подде...